«В школе дети должны получить
возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире»
Д. А. Медведев
«Когда нынешние школьники
придут в мою фирму, знания, которые они получили, устаревают. Поэтому я хочу, чтобы они сами
могли овладеть
нужным мне набором знаний»
Билл Гейтс.
На современную школу
ложится вся ответственность в подготовке детей к жизни. Одним из условий
повышения качества образования детей в школе является умение использовать ИКТ в
процессе обучения. Для работы в этом направлении наиболее оптимальным, на мой
взгляд, является выбор учебников, методического обеспечения, информатизация
образовательного учреждения. Преподавание в классе ведется по программе «Перспектива», в связи с Национальной образовательной инициативой «Наша новая
школа», я работаю над формированием универсальных учебных действий, внедряя
новые технологии развивающего обучения.
В новом тысячелетии мы
вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют
“информационной эпохой”. А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми
державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь
самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители
которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.
Новая эпоха ставит
перед школьным образованием новую проблему - подготовить ученика к жизни и профессиональной
деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения
дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий
обучения.
В сложившейся ситуации
стала очевидной необходимость пересмотреть педагогическую работу,
усовершенствовать методику использования информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе, совершенствовать систему управлением
обучения на различных этапах урока и во
внеурочной деятельности.
Основные
противоречия, решаемые в этом опыте:
·
между
традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний, и
необходимостью формирования ключевых компетенций (учебные, информационные,
социальные и коммуникативные);
·
между
темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения
индивидом;
·
между
необходимостью выработки глубоких прочных осознанных знаний и острым дефицитом
учебного времени из-за насыщенности программы;
·
между
однообразием содержания учебного материала и многообразием форм развития
творческого потенциала детей на уроках и внеурочных занятиях.
Опыт основан на
личностно - ориентированном подходе, позволяющем использовать возможности мультимедийных средств обучения как новый вид
интегрирования урока, способного на более качественном уровне сделать материал
доступным и запоминающимся. Такой подход предполагает организацию работы по формированию деятельности учащихся,
требующей предоставления ученикам возможности самим получать знания, создавать
образовательную продукцию по предмету.
Новизна опыта состоит в
усовершенствовании методов использования информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе, совершенствовании системы управления
обучением на различных этапах урока внеурочной деятельности.
Ведущая педагогическая
идея заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и
сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании
информационно-коммуникационных технологий.
В процессе работы были определены
следующие цель и задачи.
Цель педагогической деятельности:
обеспечение высокого уровня учебных достижений по предметам начальной ступени
образования путем использования ИКТ.
В процессе работы ставил перед
собой следующие задачи:
· определить
сущность и значимость использования информационно- коммуникационных технологий
в начальной школе.
· проанализировать
влияние блога на качество усвоения образовательных стандартов.
· разработать
и создать блоги в помощь реализации внеурочной и проектной деятельности.
В процессе работы была
выдвинута следующая гипотеза: внедрение информационно-коммуникационных
технологий на уроках в начальной школе повлечёт за собой повышение
эффективности и качества образования.
Планируемый результат может быть достигнут
за счёт:
·
проведения
уроков с использованием готовых электронных носителей;
·
создания
обучающих презентаций;
·
проведения
занятий контроля и коррекции знаний по готовым электронным носителям;
·
создания
тестов;
·
выполнения
творческих домашних заданий;
·
работы
над групповыми проектами;
·
работы
с электронными учебниками и Интернет-ресурсами;
·
работы блога класса;
·
создание
блогов по поддержке проектной и внеурочной деятельности;
Используя
информационно-коммуникационные технологии на уроке, достигается несколько
целей: экономится время урока, расширяется
разнообразие информацией, повышается интерес у обучающихся к теме урока
и курсу в целом, а как следствие этого - повышается качество образования.
Информационные технологии на уроках ввожу не вместо, а наряду с другими
современными технологиями и методиками.
В процессе обучения
выделяю следующие формы работы с информационными коммуникационными
технологиями:
·
непосредственное
применение ИКТ в процессе изучения новых тем на уроках разных типов в системе,
с использованием различных форм,
методов и приемов;
·
применение
ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках, в том числе, используя алгоритмы самооценки;
·
применение
ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся как на самом уроке, так
и вне школьных занятий;
·
применение
информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
·
работа
с родителями с помощью работы блога класса
К наиболее часто используемым мною
элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
·
электронные
учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного
проектора;
·
цифровые
образовательные ресурсы;
·
электронные
энциклопедии и справочники;
·
тренажеры
и программы тестирования;
·
образовательные
ресурсы Интернета;
·
DVD
и CD диски с картинами и иллюстрациями;
·
Видео-
и аудиотехника;
·
работа
с блогом
Планируя урок с применением новых
информационных технологий, как правило, соблюдаю дидактические требования, в
соответствии с которыми:
·
четко
определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном
процессе;
·
уточняю,
где и когда буду использовать информационные технологии на уроке в контексте
логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной
учебной информации;
·
согласовываю
выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами
обучения;
·
учитываю
специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой
информации;
·
анализирую
и обсуждаю с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Информационные
технологии на разных этапах урока:
1. Организационный этап. Во
вступительной части урока ученикам поясняю цель и содержание последующей
работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для
изучения.
2. Мотивационно-познавательная
деятельность формирует заинтересованность ученика в восприятии информации,
которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение.
Моделируя проблемную ситуацию, обеспечиваю положительную мотивацию на любом
этапе урока. Начало урока - необычайно ответственный момент. Используя прием
погружения и эмоционального настроя, урок начинаю с чтения стихотворения или дети сами читают стихотворение. Урок окружающего мира по теме «Откуда берутся шоколад, изюм и мед»
начинается с прихода гостьи - Мудрой черепахи, которая изображена на
слайде презентации с музыкальным
сопровождением.
3. Проверка усвоения предыдущего
материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения
материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, изученного
при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний
при тестировании.
4. Изучение нового материала. При
изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой,
которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. На уроке
окружающего мира «Опора тела и движение» изображение скелета человека, системы
мышц в презентации позволяет более полно сформировать целостное восприятие
детьми строения организма человека. При
изучении новых тем на уроках я использую различные видеофильмы на цифровых
носителях, которые ярко и наглядно показывают разные явления человеческой
жизни, природные явления и жизнь общества. При изучении стан мира
видеофрагменты помогают учащимся не только получать сведения о каком-либо
государстве, но и окунуться в незабываемый мир этого уголка земли,
почувствовать его особый колорит. Такой эмоционально настроенный урок будет наиболее
эффективным для понимания обучающимся изучаемой темы. Уроки с использованием
видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников на основе
развития критического мышления, так как несут не только информацию,
наглядность, но и положительный эмоциональный настрой по изучаемой теме.
5. Систематизация и закрепление
материала необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой
целью в конце урока делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные
положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только
устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах,
выполнение тестов на компьютере.
Наиболее часто в своей работе использую демонстрационные программы, к
которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и и компьютерные лекции и уроки-презентации,
разработанные при помощи Power Point. Использовать их можно и на уроках
закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и
систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Очень эффективно
использование презентаций при изучении
курса «Окружающий мир». Особенно
делает привлекательным использование презентаций в начальной школе, так это
возможность поместить на слайд помимо текста ещё и карту, на которой можно
отметить только информацию данного слайда, например, направление течения
реки и возможность сравнить мгновенно
свой ответ с правильным.
В школе и классе
имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. На уроке очень
мобильно пользуюсь ресурсами интернета. Из интернета беру огромное количество
иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные предметы,
явления и события. В дальнейшем они используются мною для составления
презентаций и видеороликов. Систему интернет
дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они
часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием
интернет.
Использование интернета
увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность
необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет - это не только
развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный. Интернет позволяет
получить информацию в виде звука, текста, изображения.
Бесспорно, что основным
прорывом в последнее время в педагогической практике начального образование
признано внедрение в учебный процесс мультимедийных пособий по курсу школьной
программы.
Работа с использованием
ИКТ ведется не только на уроках по предметам, но на внеклассных мероприятиях.
Такие занятия позволяют как развивать интерес к изучаемым предметам, так и
формировать основы духовно - нравственного воспитания. Особое место
использование ИКТ во внеклассной деятельности занимает декоративно-прикладное
творчество и проектная деятельность. Такие занятия помогают показать детям не
только интересные факты, но и формировать нравственные ценности.
Такой подход к
образованию включает в себя формирование информационной культуры нового
поколения. Информационная культура - это не только владение ПК, но прежде всего
это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С
помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется
человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов, ее
умения являются общеобразовательными.
Методы и приёмы
использования информационных технологий на уроке - разные, но при их внедрении
мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение
увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель, учитель
нашей новой школы.
Блог класса как средство повышения
качества образования в начальной школе.
Блог прежде всего - это
виртуальное классное портфолио, это информационная поддержка учебного и
воспитательного процесса. Это средство обратной связи с учениками и родителями.
Создание блога - очень
увлекательное занятие! Будучи человеком творческим и ежедневно постигая всё новые и новые
«прелести» ИКТ- я постоянно пополняю свой блог.
Создание блога не только учит
быть аналитиком, но и развивает тебя, делает из тебя современного
человека… Человека XXI века, мыслящего, любознательного, толерантного,
общительного, коммуникабельного, ответственного, человека-труженика!
Прежде
всего, с помощью блога я решаю профессиональные задачи:
·
Формирование
классного коллектива
·
Создание
условий для положительной мотивации детей к учебе,
·
Развитие
культуры и кругозора учеников,
·
Просветительская
работа (основные темы - безопасность, здоровье, экологическое воспитание,
трудовая карьера, изменения в социуме...),
·
Информирование
учащихся о событиях школы, мероприятиях, конкурсах, проектах,
·
Организация
мероприятий и экскурсий...,
·
Работа
с родителями (информирование, обратная связь)...
Блог можно
рассматривать как канал дополнительный информационного обмена между учениками, родителями и школой, выделяя
следующие его преимущества:
·
ученики
и родители всегда могут быть в курсе событий классной и школьной жизни;
·
родители
вовлекаются в учебно-воспитательный процесс, становясь читателями,
комментаторами и авторами в классном блоге;
·
дети воспринимают учителя и своих родителей
по-другому;
·
дети, видя внимание взрослых к опубликованным
работам, лучше осознают значимость своего труда;
·
родители
начинают лучше понимать проблемы своих детей, у них появляется больше общих тем
для общения.
Что касается работы с
родителями, то блог становится не только дополнительным каналом общения, но и
средством привлечения их к участию в воспитании детей. Родители почти сразу
оценили преимущества блога. При очень высокой занятости на работе, у них ещё
всё-таки остаётся желание быть в курсе школьной жизни ребёнка. В блог приходят
комментарии с вопросами, предложениями и даже с благодарностями. Для родителей
работает виртуальная доска объявлений, регулярно публикуются фотографии с
уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий. Отпала необходимость по каждому
поводу обзванивать родителей и часами сидеть на телефоне. Есть в блоге и постоянный раздел с публикациями
статей в помощь родителям. Иногда родители даже получают в блоге домашние
задания. Это один из возможных способов сделать учёбу ребёнка и работу учителя
более комфортной.
Появилась возможность
публиковать в блоге для ребят аудиокниги, экранизации литературных произведений,
on-line викторины, тесты, ссылки на скачивание полезных и бесплатных учебных
программ-тренажёров.
Наиболее популярными в
блоге стали сообщения на темы «Для ребят», «Для родителей». Материалы по этим
темам систематизированы в хронологической последовательности и размещены на
страницах с таким же названием.
Отличительной
особенностью данного ресурса является ориентировка обучающихся в информационных
коммуникативных технологиях и умение их грамотно применять.
Есть полезные ссылки
для учителей, учащихся, классных руководителей. В блоге размещена страница
обратной связи - посетители блога могут оставлять комментарии, пожелания,
советы по его совершенствованию. Дан список блогов, постоянным читателем
которых являюсь. Здесь автоматически отражаются новые сообщения. Это позволяет
оперативно узнавать о новостях в мире
образования, знакомиться с новыми работами коллег, интересными сайтами,
блогами. Таким образом, есть возможность непрерывно повышать свой методический
уровень.
Для того, чтобы
просмотреть все сообщения на блоге, находясь на Главной странице, кликните в
правом нижнем углу страницы ссылку "Предыдущая". Для возвращения к
последнему сообщению блога кликните на ссылку "Главная ".Точно также
можно вернуться с любой страницы на Главную. В левой нижней части блога
расположен раздел "Архив блога", в котором можно увидеть ссылки на
все сообщения блога. Кликая на интересующую Вас тему, вы сможете прочесть
выбранное сообщение.
Блог - это и
своеобразная реклама. Таким образом, родители имеют возможность сделать вывод обо мне, как об учителе. В гимназическом
конкурсе «Учитель нового времени - 2011»
мой блог классного руководителя стал победителем, занял 1 место. В 2012 году блог классного руководителя стал
победителем в областном конкурсе методических разработок ИКТ в образовательном
процессе. А блоги по поддержки проектной и внеурочной деятельности стали лучшими в этой номинации.
Таким образом, можно
сделать вывод: образовательный блог -неотъемлемая, важная часть деятельности современного учителя и его
учащихся. Он сокращает расстояние, учит
нас общению и приводит в порядок наши мысли! И потому останавливаться на
достигнутом не хочу! Планирую работу по
увеличению количества его авторов из числа учащихся и их родителей, обучению их работе в блоге, участие в сетевых
проектах.
Результативность работы:
Целенаправленная систематическая работа
по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации
учения даёт свои результаты:
·
положительная
динамика качества знаний по предмету(качество знаний за последние 3 года - 96
%, уровень обученности - 100%. За что, был награждён грамотой, «За высокие
результаты обученности учащихся 2 «А» класса.
·
создан
банк презентаций и видеороликов для проведения уроков, классных часов,
родительских собраний.
·
исследование
эмоционального благополучия обучающихся на уроке было проведено при использовании анкет для
обучающихся и анкет для родителей. 95% обучающихся положительно относятся
к урокам.
·
эмоциональное
благополучие личности напрямую связано с
самооценкой. Лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе
человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в
себе. 85% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными.
В период работы мною были созданы условия,
необходимые для индивидуального развития учащихся, повышения уровня образования
и формирования коллектива класса, с помощью включая в процесс обучения и
воспитания блога класса в условиях
интернет ресурсов.
Мною созданы и работают несколько блогов: «Наш
любимый 1 Б» http://bartivan.blogspot.ru/, блог по поддержке классного коллектива и
работы с родителями, «Мир в твоих руках» http://ivanbarti.blogspot.ru/, блог по поддержки внеурочной деятельности,
«Предание старины глубокой»
http://bartivanb.blogspot.ru/,
блог по поддержки проектной деятельности. Это
способствовало формированию коммуникативных качеств учащихся и успешной адаптации в учебном процессе.
Учащиеся принимают активное участие в
школьных районных и городских конкурсах:
·
2010 год: Гладких Полина - «Абсолютный
победитель» конкурса чтецов района «Что в жизнь с собою мы возьмем…».
·
2010 год: коллективная работа 1 «А» класса - III место в районной выставке « Мама
солнышко моё» в номинации «Бисер».
·
2010 год Дубских Владислава – I место в школьном конкурсе чтецов.
·
2010 год: коллективная работа 1 «А»
класса - I
место в районной выставке ИЗО и ДПТ «Святая пасха» в номинации «Панно».
·
2010 год: Овчинникова Полина 1 «Б» - III место в районной выставке ИЗО и
ДПТ «Святая пасха» « Рисунок».
·
2009 год: Стафилов Лука – I место в школьном конкурсе поделок
из бросового материала.
·
2010 год: Стафилов Лука –I место в школьном конкурсе чтецов
«Я вижу мир».
·
2010 год: Мутыгулина Анжелика –I место в школьном конкурсе чтецов
«Я вижу мир».
·
2010 год: коллективная работа 2 «А» класса I место в городской выставке
декоративно - прикладного искусства «Рукодельница».
·
2010 год: коллективная работа 3 «А» класса I место в районной выставке
декоративно - прикладного искусства «Светлая Пасха».
·
2010 год: участие в районном туре
интеллектуального марафона для учащихся 2-3 классов «Знай-ка 2010»
·
2011 год: победа на районном этапе
конкурса «Хочу стать академиком» в рамках проекта «Одарённые дети»
·
2011 год: коллективная работа 3 «А»
класса II место в районной выставке декоративно - прикладного искусства
«Светлая Пасха».
·
2012 год: Москалёв Степан 1 «Б» класс I место в школьном конкурсе
чтецов.
·
2013 год: Мурзабаева Вероника 1 «Б»
класс III место в городском конкурсе «Мы за здоровый образ жизни».
·
2013 год: ансамбль «Русский сувенир» 1
«Б» класса II
место в районном конкурсе «Сельские узоры».
·
2013 г. команда 1 «Б» класса II место в районном конкурсе
«звездный час»
Позитивный интерес у
ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а
способности оцениваются позитивно.
Преимущество данного опыта заключается в
эффективном использовании информационных технологий в преподавании и позволяет:
·
внести
системные изменения в организацию образовательного процесса;
·
расширить
возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и
самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
·
сформировать
информационную культуру всех участников образовательного процесса.
Урок с использованием
информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием
чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается
уровень наглядности на уроке.
Для учителя компьютер -
это уже не роскошь – это необходимость.
Ведь именно сейчас у учителя появилась
возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания,
не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя
ресурсы ИКТ.
Уроки с использованием
ИКТ являются одним из инновационных направлений работы в нашей школе.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.
Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему
развивающим и познавательным.
Таким образом,
использование информационно - коммуникационных технологий в начальной школе -
это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла
урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные
уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и
целеустремлённые.
ИКТ позволяют показать, объяснить,
научить, проанализировать, систематизировать, да просто - удивляться тому, что
раньше мы показывали… на пальцах!
Участие
в городских семинарах и мастер классах:
08.12.2009.
Прошёл
обучение по теме «Эффективное использование интерактивной доски в
образовательном процессе»
2010.
Принимал участие в городском открытом
заседании «Малого научного общества учащихся»
02.04.2009.
Принимал
участие в городском мастер классе «
Изонить как средство развития креативности младших школьников»
19.11.2009.
Принимал
участие в городском мастер классе
«Развитие ключевых компетенций в процессе проектной деятельности»
Личные
награды и достижения:
·
Лауреат городского конкурса «Молодой педагог» 2008,
·
Победитель первого областного проекта «Мой
любимый учитель» 2010,
·
Финалист городского конкурса «Сердце
отдаю детям» 2010.
·
Лауреат городского конкурса творческих
возможностей педагога «Большая перемена» 2006-2013.
·
лауреат гимназического конкурса «Учитель
года гимназии №176» 2010 г;
·
победитель конкурса образовательных
блогов гимназии «Учитель нашего времени» 2011 г;
·
Победитель районного конкурса вокальной
музыки Служить России» 2012 г.
Награждён
грамотами и благодарственными письмами администрации города и района.
·
За
подготовку победителя городского конкурса чтецов «Что в жизнь с собою мы
возьмем».
·
За
подготовку победителя районного конкурса НИП
«Хочу стать академиком»
·
За
победу в городской выставке прикладного искусства «Рукодельница» В номинации
бисероплетение.
Награждён
благодарственным письмом городского дома учителя.
·
За
активное участие в создании клуба молодых специалистов города Екатеринбурга
«Перспектива»
Награждён
благодарственным письмом городского дворца творчества
·
За
проведение городского мастер-класса для педагогов города «Художественное
оформление праздника»
Награжден
грамотами администрации города
·
За
добросовестный труд и личный вклад в создание благоприятных условий для детей в
летний оздоровительный период с 2007-2012год
Большое спасибо за такой интересный материал.
ОтветитьУдалитьТворческих успехов, благодарных учеников и понимающих родителей
Огромное спасибо! Если вам нужно я могу более свежие материалы разместить!
ОтветитьУдалить