аналитическая записка

«В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» 
Д. А. Медведев
 «Когда нынешние  школьники  придут в мою фирму, знания, которые они получили,  устаревают. Поэтому я хочу, чтобы они сами могли овладеть
 нужным мне набором знаний»
Билл Гейтс.
На современную школу ложится вся ответственность в подготовке детей к жизни. Одним из условий повышения качества образования детей в школе является умение использовать ИКТ в процессе обучения. Для работы в этом направлении наиболее оптимальным, на мой взгляд, является выбор учебников, методического обеспечения, информатизация образовательного учреждения. Преподавание в классе ведется по программе «Перспектива»,  в связи с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», я работаю над формированием универсальных учебных действий, внедряя новые технологии развивающего обучения.
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей “индустриальной эпохе” называют “информационной эпохой”. А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми державами будут считаться те, которые развивают наукоемкие технологии. Теперь самым важным продуктом становится информация, и лидируют те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации.
Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему - подготовить ученика к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
В сложившейся ситуации стала очевидной необходимость пересмотреть педагогическую работу, усовершенствовать методику использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствовать систему управлением обучения на различных этапах урока  и во внеурочной деятельности.
Основные  противоречия, решаемые в этом опыте:
·                      между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний, и необходимостью формирования ключевых компетенций (учебные, информационные, социальные и коммуникативные);
·                      между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом;
·                      между необходимостью выработки глубоких прочных осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;
·                      между однообразием содержания учебного материала и многообразием форм развития творческого потенциала детей на уроках и внеурочных занятиях.
Опыт основан на личностно - ориентированном подходе, позволяющем использовать возможности  мультимедийных средств обучения как новый вид интегрирования урока, способного на более качественном уровне сделать материал доступным и запоминающимся. Такой подход предполагает организацию  работы по формированию деятельности учащихся, требующей предоставления ученикам возможности самим получать знания, создавать образовательную продукцию по предмету.
Новизна опыта состоит в усовершенствовании методов использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, совершенствовании системы управления обучением на различных этапах урока внеурочной деятельности.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий.
В процессе работы были определены следующие цель и задачи.
Цель педагогической деятельности: обеспечение высокого уровня учебных достижений по предметам начальной ступени образования путем использования ИКТ.
В процессе работы ставил перед собой следующие задачи:
·       определить сущность и значимость использования информационно- коммуникационных технологий в начальной школе.
·       проанализировать влияние блога на качество усвоения образовательных стандартов.
·       разработать и создать блоги в помощь реализации внеурочной и проектной деятельности.
В процессе работы была выдвинута следующая гипотеза: внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе повлечёт за собой повышение эффективности и качества образования.
Планируемый результат может быть достигнут за счёт:
·        проведения уроков с использованием готовых электронных носителей;
·        создания обучающих презентаций;
·        проведения занятий контроля и коррекции знаний по готовым электронным носителям;
·        создания тестов;
·        выполнения творческих домашних заданий;
·        работы над групповыми проектами;
·        работы с электронными учебниками и Интернет-ресурсами;
·        работы  блога класса;
·        создание блогов по поддержке проектной и внеурочной деятельности;
Используя информационно-коммуникационные технологии на уроке, достигается несколько целей: экономится время урока, расширяется  разнообразие информацией, повышается интерес у обучающихся к теме урока и курсу в целом, а как следствие этого - повышается качество образования. Информационные технологии на уроках ввожу не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.
В процессе обучения выделяю следующие формы работы с информационными коммуникационными технологиями:
·        непосредственное применение ИКТ в процессе изучения новых тем на уроках разных типов  в системе,   с использованием различных форм,  методов и приемов;
·        применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках, в том числе,   используя алгоритмы самооценки;
·        применение ИКТ для организации самостоятельной работы обучающихся как на самом уроке, так и вне школьных занятий;
·        применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга.
·        работа с родителями с помощью работы блога класса
К наиболее часто используемым мною элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
·        электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
·        цифровые образовательные ресурсы;
·        электронные энциклопедии и справочники;
·        тренажеры и программы тестирования;
·        образовательные ресурсы Интернета;
·        DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
·        Видео- и аудиотехника;
·        работа с блогом
Планируя урок с применением новых информационных технологий, как правило, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
·        четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
·        уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
·        согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
·        учитываю специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
·        анализирую и обсуждаю с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
Информационные технологии на разных этапах урока:
1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. Мотивационно-познавательная деятельность формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Моделируя проблемную ситуацию, обеспечиваю положительную мотивацию на любом этапе урока. Начало урока - необычайно ответственный момент. Используя прием погружения и эмоционального настроя, урок начинаю  с чтения стихотворения или дети сами читают стихотворение.  Урок окружающего мира  по теме «Откуда берутся шоколад, изюм и мед» начинается с прихода гостьи - Мудрой черепахи, которая изображена на слайде  презентации с музыкальным сопровождением.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, изученного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. На уроке окружающего мира «Опора тела и движение» изображение скелета человека, системы мышц в презентации позволяет более полно сформировать целостное восприятие детьми строения организма человека.  При изучении новых тем на уроках я использую различные видеофильмы на цифровых носителях, которые ярко и наглядно показывают разные явления человеческой жизни, природные явления и жизнь общества. При изучении стан мира видеофрагменты помогают учащимся не только получать сведения о каком-либо государстве, но и окунуться в незабываемый мир этого уголка земли, почувствовать его особый колорит. Такой эмоционально настроенный урок будет наиболее эффективным для понимания обучающимся изучаемой темы. Уроки с использованием видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников на основе развития критического мышления, так как несут не только информацию, наглядность, но и положительный эмоциональный настрой по изучаемой теме.
5. Систематизация и закрепление материала необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Наиболее часто в своей работе использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и  и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point. Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний. Очень эффективно использование презентаций при изучении  курса «Окружающий мир».  Особенно делает привлекательным использование презентаций в начальной школе, так это возможность поместить на слайд помимо текста ещё и карту, на которой можно отметить только информацию данного слайда, например, направление течения реки  и возможность сравнить мгновенно свой ответ с правильным.
В школе и классе имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. На уроке очень мобильно пользуюсь ресурсами интернета. Из интернета беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные предметы, явления и события. В дальнейшем они используются мною для составления презентаций и  видеороликов. Систему интернет дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием интернет.      
Использование интернета увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный. Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения.
Бесспорно, что основным прорывом в последнее время в педагогической практике начального образование признано внедрение в учебный процесс мультимедийных пособий по курсу школьной программы.
Работа с использованием ИКТ ведется не только на уроках по предметам, но на внеклассных мероприятиях. Такие занятия позволяют как развивать интерес к изучаемым предметам, так и формировать основы духовно - нравственного воспитания. Особое место использование ИКТ во внеклассной деятельности занимает декоративно-прикладное творчество и проектная деятельность. Такие занятия помогают показать детям не только интересные факты, но и формировать нравственные ценности.
Такой подход к образованию включает в себя формирование информационной культуры нового поколения. Информационная культура - это не только владение ПК, но прежде всего это нравственное отношение к информации, умение ее добывать, пользоваться ею. С помощью компьютерного инструментария развивается, обогащается, углубляется человеческое познание. Информационная культура касается всех предметов, ее умения являются общеобразовательными.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке - разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель, учитель нашей новой школы.

Блог класса как средство повышения качества образования в начальной школе.
Блог прежде всего - это виртуальное классное портфолио, это информационная поддержка учебного и воспитательного процесса. Это средство обратной связи с учениками и родителями.
Создание блога - очень увлекательное занятие! Будучи человеком творческим  и ежедневно постигая всё новые и новые «прелести» ИКТ- я постоянно пополняю свой блог.  Создание блога не только учит  быть аналитиком, но и развивает тебя, делает из тебя современного человека… Человека XXI века, мыслящего, любознательного, толерантного, общительного, коммуникабельного, ответственного, человека-труженика!
Прежде всего, с помощью блога я решаю профессиональные задачи:
·        Формирование классного коллектива
·        Создание условий для положительной мотивации детей к учебе,
·        Развитие культуры и кругозора учеников,
·        Просветительская работа (основные темы - безопасность, здоровье, экологическое воспитание, трудовая карьера, изменения в социуме...),
·        Информирование учащихся о событиях школы, мероприятиях, конкурсах, проектах,
·        Организация мероприятий и экскурсий...,
·        Работа с родителями (информирование, обратная связь)...
Блог можно рассматривать как канал дополнительный информационного обмена между  учениками, родителями и школой, выделяя следующие его преимущества:
·        ученики и родители всегда могут быть в курсе событий классной и школьной жизни;
·        родители вовлекаются в учебно-воспитательный процесс, становясь читателями, комментаторами и авторами в классном блоге;
·          дети воспринимают учителя и своих родителей по-другому;
·          дети, видя внимание взрослых к опубликованным работам, лучше осознают значимость своего труда;
·        родители начинают лучше понимать проблемы своих детей, у них появляется больше общих тем для общения.
Что касается работы с родителями, то блог становится не только дополнительным каналом общения, но и средством привлечения их к участию в воспитании детей. Родители почти сразу оценили преимущества блога. При очень высокой занятости на работе, у них ещё всё-таки остаётся желание быть в курсе школьной жизни ребёнка. В блог приходят комментарии с вопросами, предложениями и даже с благодарностями. Для родителей работает виртуальная доска объявлений, регулярно публикуются фотографии с уроков, экскурсий, внеклассных мероприятий. Отпала необходимость по каждому поводу обзванивать родителей и часами сидеть на телефоне. Есть  в блоге и постоянный раздел с публикациями статей в помощь родителям. Иногда родители даже получают в блоге домашние задания. Это один из возможных способов сделать учёбу ребёнка и работу учителя более комфортной.
Появилась возможность публиковать в блоге для ребят аудиокниги, экранизации литературных произведений, on-line викторины, тесты, ссылки на скачивание полезных и бесплатных учебных программ-тренажёров.
Наиболее популярными в блоге стали сообщения на темы «Для ребят», «Для родителей». Материалы по этим темам систематизированы в хронологической последовательности и размещены на страницах с таким же названием.
Отличительной особенностью данного ресурса является ориентировка обучающихся в информационных коммуникативных технологиях и умение их грамотно применять.
Есть полезные ссылки для учителей, учащихся, классных руководителей. В блоге размещена страница обратной связи - посетители блога могут оставлять комментарии, пожелания, советы по его совершенствованию. Дан список блогов, постоянным читателем которых являюсь. Здесь автоматически отражаются новые сообщения. Это позволяет оперативно узнавать о  новостях в мире образования, знакомиться с новыми работами коллег, интересными сайтами, блогами. Таким образом, есть возможность непрерывно повышать свой методический уровень.
Для того, чтобы просмотреть все сообщения на блоге, находясь на Главной странице, кликните в правом нижнем углу страницы ссылку "Предыдущая". Для возвращения к последнему сообщению блога кликните на ссылку "Главная ".Точно также можно вернуться с любой страницы на Главную. В левой нижней части блога расположен раздел "Архив блога", в котором можно увидеть ссылки на все сообщения блога. Кликая на интересующую Вас тему, вы сможете прочесть выбранное сообщение.
Блог - это и своеобразная реклама. Таким образом, родители имеют возможность  сделать вывод обо мне, как об учителе. В гимназическом конкурсе «Учитель нового времени - 2011»  мой блог классного руководителя стал победителем, занял 1 место.  В 2012 году блог классного руководителя стал победителем в областном конкурсе методических разработок ИКТ в образовательном процессе. А блоги по поддержки проектной и внеурочной деятельности  стали лучшими в этой номинации.
Таким образом, можно сделать вывод: образовательный блог -неотъемлемая, важная  часть деятельности современного учителя и его учащихся.  Он сокращает расстояние, учит нас общению и приводит в порядок наши мысли! И потому останавливаться на достигнутом не хочу! Планирую  работу по увеличению количества его авторов из числа учащихся и их родителей, обучению их работе в блоге, участие в сетевых проектах.
Результативность работы:
Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты:
·        положительная динамика качества знаний по предмету(качество знаний за последние 3 года - 96 %, уровень обученности - 100%. За что, был награждён грамотой, «За высокие результаты обученности учащихся 2 «А» класса.
·        создан банк презентаций и видеороликов для проведения уроков, классных часов, родительских собраний.
·        исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке  было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.  95% обучающихся положительно относятся к урокам.
·        эмоциональное благополучие личности напрямую связано  с самооценкой. Лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе. 85% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными.
В период работы мною были созданы условия, необходимые для индивидуального развития учащихся, повышения уровня образования и формирования коллектива класса, с помощью включая в процесс обучения и воспитания блога класса  в условиях интернет ресурсов.
Мною созданы и работают несколько блогов: «Наш любимый 1 Б» http://bartivan.blogspot.ru/,  блог по поддержке классного коллектива и работы с родителями, «Мир в твоих руках» http://ivanbarti.blogspot.ru/,  блог по поддержки внеурочной деятельности, «Предание старины глубокой» http://bartivanb.blogspot.ru/, блог по поддержки проектной деятельности. Это  способствовало формированию коммуникативных качеств учащихся и  успешной адаптации в учебном процессе.
      Учащиеся принимают активное участие в школьных районных и городских конкурсах:
·        2010 год: Гладких Полина - «Абсолютный победитель» конкурса чтецов района «Что в жизнь с собою мы возьмем…».
·        2010 год: коллективная работа  1 «А» класса - III место в районной выставке « Мама солнышко моё» в номинации «Бисер».
·        2010 год Дубских Владислава – I место в школьном конкурсе чтецов.
·        2010 год: коллективная работа 1 «А» класса - I место в районной выставке ИЗО и ДПТ «Святая пасха» в номинации «Панно».
·        2010 год: Овчинникова Полина 1 «Б» - III место в районной выставке ИЗО и ДПТ «Святая  пасха» « Рисунок».
·        2009 год: Стафилов Лука – I место в школьном конкурсе поделок из бросового материала.
·        2010 год: Стафилов Лука –I место в школьном конкурсе чтецов «Я вижу мир».
·        2010 год: Мутыгулина Анжелика –I место в школьном конкурсе чтецов «Я вижу мир».
·        2010 год: коллективная работа  2 «А» класса I место в городской выставке декоративно - прикладного искусства «Рукодельница».
·        2010 год: коллективная работа  3 «А» класса I место в районной выставке декоративно - прикладного искусства «Светлая Пасха».
·        2010 год: участие в районном туре интеллектуального марафона для учащихся 2-3 классов «Знай-ка 2010»
·        2011 год: победа на районном этапе конкурса «Хочу стать академиком» в рамках проекта «Одарённые дети»
·        2011 год: коллективная работа 3 «А» класса II место в районной выставке декоративно - прикладного искусства «Светлая Пасха».
·        2012 год: Москалёв Степан 1 «Б» класс I место в школьном конкурсе
чтецов.
·        2013 год: Мурзабаева Вероника 1 «Б» класс III место в городском конкурсе «Мы за здоровый образ жизни».
·        2013 год: ансамбль «Русский сувенир» 1 «Б» класса II место в районном конкурсе «Сельские узоры».
·        2013 г. команда 1 «Б» класса II место в районном конкурсе «звездный час»
Позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.
Преимущество данного опыта заключается в эффективном использовании информационных технологий в преподавании  и позволяет:
·        внести системные изменения в организацию образовательного процесса;
·        расширить возможности индивидуализации и интеграции образовательных программ и самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
·        сформировать информационную культуру всех участников образовательного процесса.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.
Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.
Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ являются одним из инновационных направлений работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Таким образом, использование информационно - коммуникационных технологий в начальной школе - это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.
ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто - удивляться тому, что раньше мы показывали… на пальцах!
Участие в городских семинарах и мастер классах:
08.12.2009. Прошёл обучение по теме «Эффективное использование интерактивной доски в образовательном процессе»
2010. Принимал участие в городском  открытом заседании «Малого научного общества учащихся»
02.04.2009. Принимал участие в городском   мастер классе « Изонить как средство развития креативности младших школьников»
19.11.2009. Принимал участие в городском   мастер классе «Развитие ключевых компетенций в процессе проектной деятельности»
Личные награды и достижения:
·           Лауреат городского конкурса  «Молодой педагог»  2008,
·           Победитель первого областного проекта «Мой любимый учитель» 2010,
·          Финалист городского конкурса «Сердце отдаю детям» 2010.
·          Лауреат городского конкурса творческих возможностей педагога «Большая перемена» 2006-2013.
·          лауреат гимназического конкурса «Учитель года гимназии №176» 2010 г;
·          победитель конкурса образовательных блогов гимназии «Учитель нашего времени» 2011 г;
·          Победитель районного конкурса вокальной музыки  Служить России» 2012 г.
Награждён грамотами и благодарственными письмами администрации города и района.
·        За подготовку победителя городского конкурса чтецов «Что в жизнь с собою мы возьмем».
·        За подготовку победителя районного конкурса НИП  «Хочу стать академиком»
·        За победу в городской выставке прикладного искусства «Рукодельница» В номинации бисероплетение.
Награждён благодарственным письмом городского дома учителя.
·        За активное участие в создании клуба молодых специалистов города Екатеринбурга «Перспектива»
Награждён благодарственным письмом городского дворца творчества
·        За проведение городского мастер-класса для педагогов города «Художественное оформление праздника»
Награжден грамотами администрации города
·        За добросовестный труд и личный вклад в создание благоприятных условий для детей в летний оздоровительный период с 2007-2012год


2 комментария:

  1. Большое спасибо за такой интересный материал.
    Творческих успехов, благодарных учеников и понимающих родителей

    ОтветитьУдалить
  2. Огромное спасибо! Если вам нужно я могу более свежие материалы разместить!

    ОтветитьУдалить